Мы можем называть странным то, что нарушает наши ожидания по поводу объекта. Эти ожидания – некие знакомые схемы, которые могут относиться и к фасону платья, и к поведению человека, и к форме здания. В здании угадать, что именно вам кажется странным, сложнее, потому что архитектурные схемы гораздо реже озвучиваются в обычной жизни. Например, симметрия фасада, главный вход со стороны основной улицы, ряд одинаковых окон, дверь, сомасштабная человеку и т.д. Некорректно давать странному негативную окраску. Странный – это другой, выходящий за рамки, иногда непонятный. При этом 100 лет назад русские формалисты (В. Шкловский) показали, что странное в искусстве – это норма, практически необходимое условие, иногда прием. Нарушение – это так же прием, применяемый для достижения странного.
Вот в этом доме на пересечении Коммунальной и Первомайской есть пара странных моментов. Они появляются в местах соединения его разных элементов. С участком повезло: на выраженном рельефе всегда интереснее. И вот там, где корпуса начинают съезжать вниз, мансарды со стороны двора наслаиваются друг на друга, отмечаются нетипичным балконом и каким-то другим выступающим окном. Там, где в угол встраивается башня, вылезают окошки. Дом весь на сломах: ломаются и балконы, и углы, и крыши. По-разному застекленные балконы в этом контексте только добавляют разнообразия, нисколько не портя организованный архитектором хаос.
Этим хаосом дом и замечателен.